Татуировка с номером концлагерь

Татуировка с номером концлагерь

Истощенные до крайности узники, прибывающие в нацистские концлагеря, должны были сдавать все свои личные вещи, взамен они получали каторжную одежду, котелок, ложку и кружку. Попадавший в лагерь утрачивал все признаки своей индивидуальности, он становился — Номером.

История создания «Нумерованных» началась так. Три года назад престарелая женщина пришла в приемный покой одной из больниц на севере Израиля с жалобами на боли в груди. Когда молодая врач Дана Дорон осматривала ее, женщина подвернула рукав и указала на вытатуированный на руке номер: «Вы знаете, что это такое?» Ее монолог продолжался час. На следующий день в больницу пришла с извинениями ее дочь: «Каждый раз, когда моя мама хочет поговорить о своем номере, она приходит в приемный покой с жалобами на боли в груди».

Переживания врача вылились в удивительный фильм-историю о прошедших через немецкие лагеря, который Дана Дорон сняла в соавторстве с другом — фотожурналистом Уриэлем Синаи.

Фильм открывается цитатой из Примо Леви, прошедшего через Освенцим: «Со временем моя татуировка стала частью моего тела… Часто молодые люди спрашивают, почему я не выведу ее. Это удивляет меня: Почему я должен ее выводить? Не многие из нас в этом мире носят такое свидетельство». Фильм «Нумерованные» доносит до нас голоса других, менее известных, чем Примо Леви, евреев, выживших в Катастрофе и сохранивших на своем теле свидетельство.

Каждый из них по-разному относится к своему номеру. Одни включили номера в свою жизнь как напоминание не только о перенесенных страданиям, но и о победе. Сам факт того, что они выжили, нашли любовь, создали семьи, является для них победой. Истории любви — самая трогательная сторона фильма.

Читайте также:  Татуировка только бог может судит меня

Другие удалили номера. В годы становления государство Израиль казалось, что люди с подобными татуировками несут на себе несмываемое клеймо галутного позора. Некоторые никогда не надевали одежду с короткими рукавами.

У выживших не было выбора, номерными знаками они были помечены в нацистских концлагерях. Но сегодня их дети и внуки сознательно вытатуировывают на своих телах эти номера. Женщина среднего возраста, только что потерявшая отца, вспоминает, что его номер был частью жизни семьи: он использовался как код для входного замка и как пароль в интернете; номер вошел в ежедневную рутину. Когда отец ушел из жизни, женщина вытатуировала этот номер у себя на ноге. Нацисты наносили татуировку детям именно на ножку, потому что большая татуировка не умещалась на маленькой детской ручке. Внук другого выжившего в Холокосте, родом из Салоник, разместил номер на руке в том же самом месте, где он находится и у деда, чтобы всегда помнить о случившемся.

А вот другая история о татуировке — из очень хорошей сегодняшней статьи Сергея Сумленного, собкорра «Эксперта» в Германии:

Моя соседка — медсестра в берлинской больнице — свела себе татуировку. В свое время она нанесла себе на внешнюю сторону руки, прямо от запястья вверх к локтю, цепочку китайских иероглифов. Какую-то надпись с восточной мудростью — типа, «расслабься и живи спокойно» или «глядя на небо, думай о порядке мира». Очень быстро она заметила, что ее пациенты — а работала она тогда в доме престарелых — стали настороженно коситься на нее. Через некоторое время очередной пожилой мужчина уперся подслеповатым взглядом в татуировку, потом пристально посмотрел в глаза медсестре и спросил: «Но ведь вы же очень молодая. Вы же не могли ТАМ быть». Татуировка выглядела именно так, как выглядели номера, наколотые на руках заключенных концлагерей. Полуслепой пенсионер видел в татуировке именно то, что он привык видеть в таких татуировках, когда был молодым. И эта страшная волна воспоминаний, внезапно накрывавшая его в палате, прямо перед очередным уколом или завтраком — в присутствии медсестры, которой он привык доверять и которую воспринимал как единственного близкого человека, который всегда рядом, вызвала у него панику. Медсестра смутилась и сказала что-то про иероглифы. Через неделю тот же вопрос задала ей еще одна пациентка. Потом третья. Каждый раз — с испугом и дрожью в голосе. После четвертого вопроса моя соседка пошла к хирургу и свела татуировку.

Дальше в этой статье — сопоставление немецкого и советско-российского способов сохранения памяти о войне. Не в пользу российского, понятно.

Когда турист из России приезжает в Германию, один из первых искренних вопросов, который возникает у него, — почему здесь на каждом углу натыкаешься на воспоминания о Холокосте? Почему перед тем или другим домом в землю вмонтированы квадратные бронзовые таблички 10 на 10 сантиметров, на которых выбиты имена и даты жизни евреев, живших в этом доме, обстоятельства их депортации и убийства? […] Русский турист хочет бежать от этого ужаса, он не готов к нему, он привык к помпезным гранитным доскам с именами работавших в шарашках авиаконструкторов (о шарашках на доске ни слова), на худой конец — к памятникам солдатам-победителям с массовым упоминанием цифры 20 млн. […] Человеческий мозг не в силах представить себе ни 20 млн, ни 6 млн убитых. Это слишком много, это чудовищно много. Но человек отлично понимает ужас трагедии, когда, взяв стакан кофе на вынос, идет по солнечной улице и видит дом, а рядом с ним в брусчатке — вмонтированные блестящие таблички с именами: папа 35 лет, мама 28 лет, дети 3, 5 и 8 лет. Депортированы и убиты. Человек прекрасно понимает, что это такое — быть выгнанным из своей квартиры. Да мне же самому 35! — восклицает прохожий.

Идентификация заключенных в немецких концлагерях — Identification of inmates in German concentration camps

Идентификация заключенных в немецких концлагерях производилась в основном по идентификационным номерам, нанесенным на одежду или, позже, вытатуированным на коже. Более специализированная идентификация проводилась с помощью значков немецких концлагерей на одежде, а также нарукавных повязок .

Содержание

Числа

Была установлена ​​практика татуировать сокамерников идентификационными номерами. Изначально в Освенциме лагерные номера нашивались на одежде; С увеличением смертности трупы стало трудно опознать, так как с трупов снимали одежду. Поэтому медперсонал начал писать числа на сундуках трупов несмываемыми чернилами . Трудности возросли в 1941 году, когда советские военнопленные пришли массово и на них были нанесены первые несколько тысяч татуировок. Это делалось специальным штампом с номерами, которые нужно татуировать, состоящими из игл. Татуировка была нанесена на верхнюю левую часть груди. В марте 1942 года тот же метод был использован в Биркенау .

Распространенное мнение, что все концентрационные лагеря наносят татуировки на сокамерников, не соответствует действительности. Заблуждение состоит в том, что заключенных Освенцима часто отправляли в другие лагеря и освобождали оттуда. Они показывали номер, но он был из их времен в Освенциме. Металлические штампы оказались непрактичными, и позже цифры были вытатуированы одной иглой на левом предплечье.

Татуировка представляла собой номер входа в лагерь для заключенных, иногда с добавлением специального символа: у некоторых евреев был треугольник, а у ромов — буква «Z» (от немецкого Zigeuner для «цыган»). В мае 1944 года мужчины-евреи получили буквы «А» или «В», обозначающие определенную серию цифр. По неизвестным причинам эта числовая серия для женщин больше никогда не начиналась с серии «B» после того, как они достигли предельного числа в 20 000 для серии «A».

Выживший в Освенциме Сэм Розенцвейг показывает свою идентификационную татуировку.

Выжившая в Холокосте Роуз Шиндлер показывает татуировку с цифрой на руке военнослужащему ВМС США.

Татуировка с номером видна на руке выжившей в лагере (и, на этом фото, свидетельницы зала суда 1963 года) Евы Фурт.

Только что освобожденный выживший из Бухенвальда показывает свою татуировку.

Только что освобожденные выжившие в концлагере Эбензее носят (и некоторые показывают на камеру) металлические бирки с идентификационными номерами на шнурках или ожерельях.

Тканевые эмблемы

Цветные перевернутые треугольники использовались в концентрационных лагерях в оккупированных немцами странах для обозначения причины, по которой туда были помещены заключенные. Треугольники были тканевыми и нашивались на куртках и рубашках заключенных. Эти обязательные значки имели определенное значение, обозначенное их цветом и формой. Система значков несколько различалась в зависимости от лагеря. Такие эмблемы помогали охранникам поручать задержанным задания: например, охранник с первого взгляда мог определить, был ли кто-то осужденным преступником (зеленая отметка) и, следовательно, вероятно, имеет «жесткий» характер, подходящий для службы капо . Кого-то с отметкой «подозреваемый в побеге» обычно не направляют в рабочие отряды, действующие за пределами лагеря. Кто-то с буквой F мог быть вызван для помощи в переводе устных инструкций охранников на поезд, прибывший из Франции.

Заключенные, носившие гражданскую одежду (более распространенную позже во время войны) вместо полосатой формы, часто помечались значком X на спине. Так получилась эрзац- форма для заключенных. Для долговечности такие буквы X были выполнены белой масляной краской, с пришитыми тканевыми полосками или были вырезаны (с лежащей под ними тканью подкладки куртки, обеспечивающей контрастный цвет). Задержанные будут вынуждены шить их количество и (если применимо) треугольник эмблемы на фронтах таких X -ED одежды.

    Некоторые примеры идентификационных тканевых бейджей

Идентификационные эмблемы нацистских лагерей на немецкой иллюстрации 1936 года.

Красный треугольник-эмблема политического врага на одежде задержанного в Дахау . На белой тканевой ленте вверху указан идентификационный номер 28320. ^

Значки в виде единого треугольника разного цвета на узниках концлагеря Заксенхаузен .

Знак музея показывает отличительные знаки, используемые в Освенциме .

В, Маутхаузен , советские военнопленные имеют SU нарисованные на одежде (в виде Освенцим разметки графика в этой галерее).

Задержанный Заксенхаузен в очках на переднем плане носит двухцветную идентификационную эмблему в виде двойного треугольника.

Евреи-инвалиды с тканевыми значками в виде двойного треугольника: черный треугольник на желтом треугольнике означает «асоциальные евреи». Бухенвальд , 1938 год.

F (французский) на красном треугольнике (политический враг) и идентификационный номер 31299 на бухенвальдской одежде доктора Йозефа Брау. ^

Иногда на спине одежды в гражданском стиле появлялась метка X, чтобы получилась эрзац- одежда для заключенных — на этом образце из Бухенвальда видны следы X (которые позже были стерты, а затем покрыты тканью). ^

Значок немецкого концлагеря для польского (нееврейского) политического заключенного в Штуттгофе, ID 29659 — Лидия Гловчевская

Нарукавные повязки

Повязки на рукавах использовались в лагерях для идентификации капо , лагерной «полиции» (задержанных, которым поручено поддерживать порядок среди своих сокамерников) и некоторых руководителей рабочих бригад. Повязки также использовались среди заключенных, которых отправляли выполнять принудительные работы на фабрики за пределами лагерей.

    Некоторые исторические примеры ID нарукавных повязок

Повязка заключенной Терезиенштадта Эльзы Вальдманн, которую использовали во время принудительных работ на фабрике за пределами лагеря.

Повязка отряда принудительных работ с тканевой эмблемой, указывающей на задержанного Свидетелей Иеговы .

Задержанный из Дании носит повязку D во время принудительных работ на фабрике за пределами лагеря.

Капо лидер в Саласпилсе концлагерь с Lagerpolizei (лагерь полиции) повязкой.

Выживший из Бухенвальда объясняет прибывшей делегации некоторые жестокие методы поддержания порядка в лагере; он носит повязку Lagerdienst («лагерная служба», заключенный-помощник охранника).

Оцените статью