Осетинские татуировки для мужчин

Барс, три слезы бога и триколор: единственная в Южной Осетии девушка-татуировщица Мадина — о выборе жителей Цхинвала

Большинство молодых людей предпочитает рисунки в национальном стиле

Мадина Гудиева — единственный тату-мастер в Южной Осетии. Девушка работает в этой сфере относительно недавно, но уже собрала свой круг клиентов. Мадина рассказала, что идея набивать татуировки возникла у нее после знакомства с культурой скифов из Больших Пазырыских курганов.

Скифы – предки осетин, чаще всего наносили на тело изображения диких животных и своеобразные орнаменты со своими национальными символами. Рисунки набивались при помощи сажи, которая имела насыщенный черный цвет. Искусство скифских татуировок принадлежит к так называемому «скифо-сибирскому стилю».

Это подтверждает и историк, кандидат наук Роберт Кулумбегов:

— У древних скифов было развито искусство, да и татуировки были весьма популярны среди племен. Нательные рисунки не были агрессивными, чаще они были призваны защищать от злых духов.

Клиенты Мадины как правило набивают маленькие татуировки, а сложных работ большинство избегает. По словам Мадины, крупные рисунки наносили лишь несколько человек, да и то без исторических мотивов:

— Самой запоминающейся работой стало нанесение древнеегипетского покровителя мертвых Анубиса. Так как я сама очень сильно увлекаюсь историей, эта картина была мне близка.

Мастер рассказала, что в Цхинвале 80 процентов молодвх людей, решивших набить татуировки, выбирают национальный стиль:

— Большинство клиентов выбирают три слезы бога, барса или флаг нашей республики. Что касается девушек, они в основном выбирают знак бесконечности, сердечки и звездочки.

Одной из основных проблем остается распространенное желание набить татуировку в долг. Между тем, закупать иглы и краску — дело не дешевое, так как их надо заказывать и еженедельно ездить за ними во Владикавказ, говорит Мадина:

— Каждый раз надо менять иглы, а все это стоит немалых денег, поэтому набивать в долг – не дело.

Часто в ее адрес приходят угрозы в социальных сетях. Пишут, что татуировки лишь развращают осетинскую молодежь, что не надо заниматься нанесением постоянных рисунков. Однако многие люди позитивно отзываются о татуировках и рады, что в Цхинвале, наконец, появилась представительница этого ремесла.

Что означали скифские татуировки

У скифских племен татуировка имела много функций. Она давала понять, кто перед вами – человек благородных кровей или раб, наносилась на тело, чтобы устрашить врагов, и служила «пропуском» на тот свет. До сих пор в некоторых районах Индии распространена древняя поговорка про то, что когда тело умершего сжигают, от него остается лишь татуировка – украшение души.

Признак благородства

Татуировки делались самым примитивным способом: накалывались иглами или булавками, после чего в кожу втиралась сажа.

Ученик Аристотеля Клеарх Солийский упоминал, что скифские женщины наносили татуировку на лоб фракийским рабыням. Освобождаясь, те были вынуждены покрывать свои лица татуировками таким образом, чтобы рабская метка становилась незаметной.

Геродот из Галикарнаса в своей «Истории» писал, что благородных скифов от всех остальных отличали особые татуировки. Мужчины также делали татуировки после доблестных сражений и воинских подвигов. Те же, у кого совсем не было рисунков на теле, не имели никакого почета.

Римский ученый Помпоний Мела в своей «Описательной биографии» указывал, что племена скифов-агафирсов разрисовывали тела в зависимости от степени их благородства, но рисунки были у всех более менее одинаковые. А живший во II веке н. э. греческий врач Секст Эмпирик упоминал, что скифы и сарматы татуировали даже младенцев.

В древности татуировки были проще

О том какие именно рисунки наносились на кожу скифами, археологи могут судить по их мумиям, обнаруженным в древних захоронениях.

К скифам относят европеоидные мумии, найденные на территории современного Китая: в пустыне Такла-Макан, в долине реки Тарим и в могильниках Синьцзяна. Археологи считают, что это могли быть представители Афанасьевской кочевой южносибирской культуры, жившие примерно 3800—2000 лет назад. Эти мумии украшены простыми татуировками в виде геометрических фигур и растительных орнаментов. Удивительно, но рисунки имеют красный цвет, что вполне соответствует записям Геродота, который говорил, что скифы красят тела суриком.

На лицах мумий из могильника Субаши (Синьцзян) выведены линии и спирали на щеках и на лбу. У одной из женщин, например, желтые спирали спускаются от верхних век глаз через переносицу на крылья носа, а на щеках изображены красные треугольники с желтыми спиралями внутри.

Таинственные линии

Любопытно, что рисунки татуировок встречаются на статуэтках скифов и на ювелирных украшениях. К примеру, три параллельные горизонтальные линии на щеке имеются у изображения божества, найденного на стоянке «Толстая могила» под Днепропетровском. Точно такая же метка есть на фигурке всадника из Сибирской золотой коллекции скифов и на лице мужчины на перстне из Иссыкского кургана в Казахстане.

Подобная метка, возможно, именно татуировка, встречалась и у сарматов. На металлических бляшках уздечки, обнаруженной под Балаклеей (Харьковская область Украины), археологи увидели изображение мужского лица с линиями на щеке. Такая татуировка имела место и у согдийцев – иранского народа, населявшего междуречье Амударьи и Сырдарьи в Средней Азии: мужчины-согдийцы вычерчивали на каждой щеке по три полосы.

Птицы, звери и грифоны

На телах скифов, найденных в Горном Алтае в XX веке, можно наблюдать более сложные рисунки. Возможно, это связано с тем, что жили они позже – примерно в VI—III веках до н. э. — и принадлежали к Пазырыкской культуре. Как пишет в работе «Татуировка и раскраска тела в скифской военной культуре» историк Алан Акимович Сланов, три мумии скифов из восьми имели на теле рисунки: мужчина 60 лет из Второго Пазырыкского кургана, мужчина из ледяного захоронения Верх-Кальджин и знаменитая Принцесса Укока из могильника Ак-Алаха 3.

После обследования выяснилось, что чаще всего скифы, обитавшие на Алтае, делали татуировки на груди, руках, предплечьях, голенях, пальцах и вдоль позвоночника. Практически все рисунки были зооморфными. Например, мужчина монголоидной расы из Второго Пазырыкского кургана был покрыт искусными рисунками, которые занимали большую часть его тела. На левой стороне его груди был изображен грифон, бегущий вверх и в сторону правого плеча. На правой ноге были вытатуированы рыба и цепочка горных баранов – архаров; правую руку обвивали крылатое чудовище, скорее всего, дракон, осел, некое мифическое существо с торчащими лапами и еще один архар. Архар в прыжке был и на левой руке. Кроме него на руке красовалось еще одно животное, сочетавшее в себе черты барса, орла и оленя.

Специалисты предположили, что рисунки располагались на теле так, чтобы они как бы оживали при движении. Вдоль позвоночника мужчины тянулись «лечебные» отметки в виде точек.

Плечо женщины с плато Укок украшал рисунок грифона с перекрученным телом, с копытами, клювом и оленьими рогами. Голова грифона, но в уменьшенном размере повторялась в качестве орнамента на рогах существа и на его спине. Ниже грифона была изображена сцена охоты: баран с запрокинутой головой, которого за ноги хватает пятнистый барс с закрученным хвостом. А еще ниже находится мифический зверь с когтистыми лапами, полосатым хвостом, телом оленя и головой грифона. На запястье скифской принцессы была наколота голова оленя с ветвистыми рогами. Рисунок перекрученного животного повторялся на фаланге большого пальца.

У третьего скифа татуировки аналогичны: мифическое копытное животное расположено на его плече таким образом, словно бы оно перекинуто через него. Этнографы считают, что изображение этого существа на плече имело ритуальный смысл: волшебный монстр мог охранять ворота в иной мир и пропускать туда только тех людей, на которых видел свою печать.

Кроме того, на пальцах мужчин встречались татуировки птиц, которые напоминали гусей, глухарей и тетеревов, – об этом в статье «Птицы в татуировке пазырыкцев» говорит археолог и историк Наталья Викторовна Полосьмак.

Сланов также добавляет, что скифы раскрашивали лица краской и меняли цвет волос. При этом он ссылается на древнеримского историка Аммиана Марцеллина, который в IV веке писал, что скифы красят тело и волосы в синий цвет, причем яркость окраски зависит от богатства. А вот литератор Мавр Гонорат считал, что некоторые скифы красили волосы в черный цвет.

Тату скифские

Скифские татуировки еще называются звериными, и представленный стиль впервые появился на сибирской, причерноморской, в также среднеазиатской территориях, ведь именно там давным-давно проживали народы, которые назывались скифами.

Мотивы татуировок

Они считались смелыми и доблестными воинами, умеющими добывать победы даже в неравных боях. Их культурные традиции были неразрывно связаны с военной тематикой, а сами орнаменты обязательно наличествовали на боевых доспехах, отвари, используемой в быту, конной упряжи и, конечно же, на изображениях, наносимых на тело.

Можно обозначить главные особенности, которыми обладают скифские татуировки:

  • Ограниченное пространство;
  • Множество дополнительных элементов;
  • Размещение небольших изображений внутри больших.

Существуют определенные характерные мотивы, позволяющие отличать эти татуировки от многих других стилей. В частности, здесь часто используются крестообразные фигуры, предпочтением отдается волнам, крестам, трезубцам, свастикам, составленным из цветков. Очень популярны растительные орнаменты, которые составлены из листочков, цветочных бутонов, размещенных в каком-нибудь геометрическом узоре или фигуре.

Животным тоже уделяется немало внимания. Особенно ценятся олени, волки, лоси, тигры, орлы, змеи. Необходимо отметить, что рисунки получаются особенно стилизованными и декоративными. Кстати, рисовали не только реальных животных, но и сказочных. Часто встречается рисунок грифона, имеющего хохолок, гребень и обязательные мощные рога.

Многообразие стиля

В сущности, скифские мотивы нельзя называть чистым стилем, каким является, например, японский. Это больше определенного рода конгломерат, объединяющий узоры разных народностей. Дело в том, что большого количества точных сведений о скифском народе и его культуре у историков нет и потому получается некоторое ассорти, составленное из того, что известно и дополненное тем, что более-менее ассимилируется с уже известным.

Отсюда и существующее богатство предлагаемых форм, возможных мотивов, а также приемов, связанных с оформлением. Особенности каждого изображения обыкновенно подчеркиваются, внимание уделяется дополнительным деталям, а не только основным. Очень часто один рисунок вписывается в другой. В целом же, ничего удивительного в том, что скифские мотивы становятся все популярнее и популярнее.

Скифские татуировки: значение, особенности, история

История и особенности татуировок скифов

Скифы – народ, относящийся к ираноязычным племенам, проживающий ранее в степных районах бассейнов Дона и Дуная. Не так давно археологические исследования, проведенные на Алтае, указали на обитание скифских племен и там.

В работах философа Геродота описывался быт этого народа. При этом указывалось на кровожадные обычаи и привычки. Основным занятием скифских племен было земледелие. Скифы, по мнению историков, были уничтожены племенами готов. Немногочисленные оставшиеся представители племени скифов со временем растворились в других этносах. В настоящее время осетинский язык созвучен со скифским.

Несмотря на дикие обычаи народа, татуировки, которые получили популярность у скифов, не отличаются агрессивностью и кровожадностью. У племен было развито искусство. Одним из ярких примеров этого – скифские татуировки. Они были призваны защищать от злых духов.

В композициях нательных украшений чаще всего использовали изображения диких животных и орнаменты в своеобразном стиле с применением скифских символов. Рисунки наносились, используя сажу насыщенного черного цвета. Искусство скифских тату принадлежат к так называемому «скифо-сибирскому стилю».

Виды скифских тату

Татуировки скифов имели большое количество значений. Основными отличительными признаками скифских тату являются такие:

  • внутри крупных элементов композиции располагаются мелкие элементы. Так, например, в изображении крупного хищника находятся силуэты мелких животных;
  • в самой скромной тату содержится множество мелких деталей;
  • множество элементов. Для рисунков животных характерно несоразмерно большое изображение головы.

Женские тату характеризуются изяществом и плавностью линий, в то время как мужские содержали больше четких и прямых линий.

К основным темам тату относятся животные, такие как лоси, тигры и орлы. В композициях используются растительные орнаменты с элементами геометрических фигур. Вся композиция представляет собой умелое переплетение всех элементов. В орнаментах характерно присутствие знака в виде запятой. Волны, трезубцы и свастика так же составляют обширную тему, присущую скифо-сибирскому стилю.

Значение татуировок скифов

Историческая особенность такого украшения тела заключалось в том, что скифы желали показать свою индивидуальность. У каждого племени – своеобразные знаки отличия. Символ племени, как правило, наносили на плечо.

В качестве оберега тату были призваны защитить человека от неудач и злых духов. Обереги наносили на область рук. А чаще всего для этого выбирали пальцы рук. У скифских племен считалось, что в большом пальце живет душа.

С помощью изображений хищников скифы старались подчеркнуть черты характера: бесстрашие и волю. Более «мирные» животные указывали на мягкость характера, способность мыслить здраво и сохранять самообладание.

Так же сама композиция указывала на социальный статус владельца. Считается, что богатым и знатным особам наносились сплошные изображения от плеча до пальцев рук.

Значение символики

  • горный баран-олицетворение мужского начала, силы и энергии;
  • тигр – символ царственных особ. Указывает на силу, жестокость и агрессию;
  • лось или олень – знак света и чистоты. Благоприятный символ, связанный с мужеством и созиданием. Рога оленя символизируют восход солнца;
  • орел – власть и могущество. Так изображается добро, противостоящее символу зла – змею. Если символы орла и змея изображены в одной композиции, это означает союз духа и материи;
  • лев – символ могущественного властелина. Двойственное значение символа (добра и зла) трактуется, как союз Луны и Солнца. Если в композиции присутствует пара львов, это означает двойную силу. Лев-грифон олицетворяет союз неба и земли;
  • гусь – символ родительской любви, семьи и уюта, олицетворение дыхания и движения.

Нередко встречаются изображения водных обитателей, чаще всего схематично или в фантастических формах.

Скифские татуировки необычны и интересны. Они подходят любителям этнических культур. Подчеркивают индивидуальность и тонкий вкус.

Читайте также:  Чем можно заразиться через тату машинку
Оцените статью